Здравствуйте, я ваша тётушка

Первой премьерой нового сезона в Театре имени Моссовета стала криминальная комедия «Путешествие с тетушкой», поставленная режиссером Михаилом Левитиным-младшим по мотивам романа Грэма Грина.

В этом веселом театральном действе главное действующее лицо — семидесятипятилетнюю тетушку Августу Бертран (в исполнении народной артистки России Ольги Остроумовой) — отличает неистребимое жизнелюбие. Именно оно и задает основной тон этой постановки. В юности — девушка легкого поведения, в зрелом возрасте — заядлая авантюристка, тетушка Августа постоянно скользит по краю пропасти, при этом радуясь острым ощущениям, как ребенок. В меру циничная, не в меру авантюристичная, она не обременяет себя необходимостью вписываться в рамки, поставленные добропорядочным британским обществом. В любых сомнительных ситуациях Августа Бертран находит свои положительные стороны и повод для иронии. Она одинаково прекрасно чувствует себя сидя на крышке гроба покойной сестры в британском морге, лежа на полу в камере в бразильской тюрьме или плывя на плоту по широкой Амазонке, кишащей крокодилами.

Опасности только возбуждают Августу. И на палубе ее собственной жизни неизменно оказываются те, кто всерьез завладевает тетушкиным вниманием! Такова уж необычайная харизма Бертран — всех поголовно затягивать в сети своего обаяния!

Попадаемся в него и мы, зрители.

Среди наиболее «долгоиграющих» спутников Бертран — толстый чернокожий негр по кличке Шекспир. Сексуально пританцовывающий, мавр весело поблескивает белками глаз. Он окружает тетушку нежным вниманием. Эта роль полностью перевоплотившегося Валерия Яременко — чудо как хороша! И поклонникам Театра имени Моссовета надо сильно постараться, чтобы в новоиспеченном жизнелюбивом «Отелло» с накладным черным пузом, затейливо торчащим из-под расстегнувшейся рубахи, признать мрачного, затянутого в кожу Иуду Искариота из знаменитого мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда».

Совершенно противоположным характером обладает пятидесятилетний племянник тетушки, служащий английского банка мистер Генри Пуллинг (Александр Бобровский). Собственно, со встречи с теткой — сестрой его приемной умершей матери — и начинается эта история. В размеренной, рутинной жизни британского клерка случается настоящее светопреставление. Увлекаемый Августой по городам и странам, он оказывается невольным соучастником всех ее не слишком законных махинаций. И постепенно открывается самому себе с совершенно неведомой стороны.

Полное отсутствие декораций на черной коробке сцены заставляет артистов работать в лучших традициях площадного театра. Реквизитом служат бумажные виньетки цветов на стенах и куча разнокалиберных чемоданов — вечный символ дороги (художник Андрей Щаев). А еще — металлическая тележка, которая оказывается то катафалком, то плотом, то автомобилем в зависимости от того, куда жизнь заносит героев.

Зато разнообразные костюмы Виктории Севрюковой серьезно работают на раскрытие сюжета. С их помощью «двое из ларца» — артисты Евгений Ратьков и Марк Вдовин — за один вечер предстают перед нами священниками, английскими полицейскими, парижскими проститутками, французскими таможенниками, турецкими спецагентами, бразильскими тюремщиками, агентами ЦРУ и индейцами Амазонии.

В спектакле присутствует ненормативная лексика, которая, откровенно говоря, мало добавляет к раскрытию образов и без коей вполне можно было бы обойтись. Как и без отдельных пошловатых шуточек. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь! Уж что поставлено…

Обращает на себя внимание практически безупречная работа Виталия Кищенко. Его полковник О`Тул — заботливый отец взрослой взбалмошной дочери (Анастасия Пронина), персонаж, наделенный хорошо узнаваемыми человеческими достоинствами и пороками. Наблюдать за внутренними метаниями Тули — сплошное удовольствие, как и за перерождением и возмужанием самого тетушкиного племянника Генри Пуллинга. Беседа двух героев в начале второго акта, пожалуй, одна из лучших сцен спектакля.

Что касается образа самой тетушки, то он получился интересным, запоминающимся, ярким, как жаркое полуденное июльское солнце, сочащимся неукротимой энергией, но при всем том несколько монотонным с точки зрения динамики роли. И хотя, как уверяет сама актриса, подобных персонажей в своей богатой биографии она еще никогда не играла, мне кажется, что лучшая роль любимой нами Ольги Остроумовой — все-таки еще впереди. Хочется верить, что сын актрисы, режиссер Левитин-младший, сумеет со временем выгодно использовать весь ее богатейший актерский потенциал в полном объеме.

Елена Булова
"Вечерняя Москва", 18.10.2018

 
​​©2019  Александр Бобровский.​  Сайт создан на Wix.com